Размещая личную информацию на страницах данного сайта, Вы соглашаетесь с тем, что Ваша информация может быть обработана третьими лицами. Несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

Кейс 3. Подготовка наследников

 

Наталья Смирнова,

независимый финансовый советник,

гендиректор компании «Персональный советник»,

член Financial Planning Association

 

 

 

Недавно несколько моих клиентов, не сговариваясь, попросили меня об одной и той же услуге – выступить финансовым наставником для их детей. Дети совсем маленькие – первый-второй классы школы. Еще интереснее была мотивация родителей – зачем им это нужно.

 

Подготовка наследников

 

Почти каждый клиент начинал свое предложение примерно с одной и той же по содержанию фразы: «я понимаю, что мог бы распорядиться своими финансами гораздо эффективнее, если бы с детства меня кто-то этому научил. Я не хочу, чтобы мои дети пришли к такому же выводу в том же возрасте, что и я сейчас. Я хочу привить им навыки грамотного управления своими финансами одновременно с тем моментом, когда эти финансы в виде карманных денег у них появятся».

 

Итак, мне предложена роль наставника. Весь вопрос – с чего начать? Не имея абсолютно никакого педагогического опыта, я решила все пустить на самотек и первую встречу с группой детей провести как серию вопросов-ответов, чтобы лучше понять, на каком уровне находится их понимание личных финансов.

 

Было немного неловко выступать перед аудиторией детей лет семи. Необходимо было говорить простым языком, ведь дети не поймут «дисконтирования» и «ренты постнумерандо». Так что все пришлось излагать на пальцах. Думала, что мне будет сложно, но в какой-то момент поняла, что занимаюсь обычным консультированием, т.к. для многих моих взрослых клиентов финансовые термины приходится объяснять именно на пальцах, чтобы было все четко и понятно.

 

После серии вопросов и ответов уже стали понятны некоторые выводы.

 

Финансовый скрининг:

 

  • Дети не имеют никакого представления о покупательной способности денег, т.к. абсолютно не имеют доступа к ним. Завтраки в школе входят в оплату за школу, в магазин ходят родители, детей одних, естественно, никуда не отпускают,  и дети просто не видят денег. Поэтому дети были не в состоянии ответить, что можно купить за 10 тыс. руб., какую зарплату они хотели бы получать и почему. А говорить про управление личными финансами, когда дети не имеют представления о ценности денег, бессмысленно.
  • У детей отсутствует понятие финансовых целей. Что им нужно – им покупают родители. Дети не приучены ставить перед собой цели и копить на нее. Некоторые дети накапливали деньги, но не могли ответить на вопрос «зачем?».
  • Родители никогда не допускали детей до разговоров про семейные финансы, про то, как и куда будут потрачены семейные деньги, и у детей полностью отсутствовало понимание того, в какой финансовой ситуации находится их семья, откуда в нее попадают деньги, на что они расходуются, кто это отслеживает и почему деньги тратятся именно на эти вещи, а не иные. Дети часто не могли ответить, кем работают их родители, чем они занимаются.
  • У детей абсолютно отсутствовало представление о том, что их ждет дальше - учеба в ВУЗе, работа, семья и т.д., сколько это может стоить. Это и понятно – родители полностью содержали детей, и предполагалось, что так будет вечно. Наибольшее удивление вызвало мое упоминание о такой цели как «финансовая помощью родителям». Дети вообще не думали, что родители когда-то не смогут работать!

 

Соответственно, по итогам первого занятия с детьми родителям был вынесен вердикт- занятия с детьми бесполезны, если срочно не предпринять следующие меры:

 

  • Детей следует допускать до семейных разговоров про личные финансы. Более того, лучше, если дети будут видеть сам процесс планирования, от получения зарплаты родителями до момента, когда родители распределяют эти средства по разным статьям расходов. Детям важно рассказывать, откуда в семью приходят деньги, как строилась карьера родителей, почему была выбрана та или иная профессия и т.д.
  • Детям следует видеть деньги, чтобы понять, что сколько может стоить. Мы решили на следующее занятие с детьми составить бюджет на семейный ужин. Сначала в Интернете мы бы выбрали, что нам потребуется для приготовления выбранных блюд. Потом в Интернете же смогли бы примерно посмотреть, во что нам это обойдется, составили бы бюджет. Далее пошли бы в магазин и, придерживаясь бюджете, приобрели бы нужные ингредиенты. Дети смогли бы получить сумму наличных, которыми смогли бы расплатиться за покупки. В дальнейшем родители должны были брать детей с собой в магазин и доверять им выбор продуктов и небольшие суммы для оплаты покупок.
  • Мы с детьми смоделировали их образ жизни в 25 лет, потом с помощью Интернете примерно оценили, во что это может встать, а затем зашли на сайт поиска работы, чтобы узнать средний уровень зарплаты молодых специалистов. Дети поняли, что сразу жить «на широкую ногу» они не смогут. И тут же оценили важность накоплений уже здесь и сейчас.

 

Сразу после того, как дети поняли важность накоплений, была поднята тема «в чем хранить сбережения?». Я решила не грузить детей сразу фондовым рынком, а начать с базы – с банковских вкладов, системы страхования вкладов, критерием выбора банка. Было занятно, что уже через час дети смогли выбрать себе вклад под свои потребности: кто-то открывал с пополнением и снятием,  а кто-то – только с пополнением, т.к. снимать не планировал. Дети смогли уловить взаимосвязь: чем надежнее банк, тем ниже ставки по депозитам. Чем выше ликвидность по вкладу, тем ниже ставки. И по окончании занятий метнулись к родителям с распечатками подобранных детских вкладов, которые они планировали открывать с родителями.

 

Начало положено – у каждого уже есть свой детский вклад, который они с родителями регулярно пополняют.

 

Теперь детей заинтересовал фондовый рынок – это тема нашей следующей встречи. Может быть, посмотрю с детьми фильм про Уолл-стрит. Забавно, что родители вместе с детьми начали активнее использовать финансовые инструменты.

 

Так что финансовая грамотность детей работает и в отношении их родителей, способствуя укреплению финансовой ситуации всей семьи.